Высокие цены на энергоносители, рекордная инфляция, украинский конфликт и его последствия, не закончившаяся еще пандемия коронавируса, засуха — для полного набора не хватало только правительственного кризиса. В Италии сейчас царит, как говорится, "идеальный шторм".
Развязка в политической сфере хоть и может наступить уже 20 июля, когда премьер-министр Марио Драги выступит в парламенте, но все же как разрешится ситуация с его отставкой, сейчас не берется предугадать никто. Пока заявление о сложении обязанностей "премьера мечты" не принято, поскольку формально поддержка парламентского большинства не утрачена. И это — первая аномалия нынешнего кризиса в итальянской политике.
Перефразирую классика: все счастливые правительства похожи друг на друга, каждое на грани падения несчастливо по-своему. Хотя в Италии кризис — это нормальный рутинный политический процесс (можно насчитать более 70 правительств за 75 лет), но нынешняя обстановка демонстрирует, что в политике Апеннинского полуострова нет неприкасаемых. На этот раз замахнулись на "небожителя" — именно так всегда преподносят Драги общественному мнению.
Его дальнейшую судьбу, как, видимо, и все сейчас на коллективном Западе, неразрывно связывают с противостоянием России: если Драги уйдет, Италия и Европа, а также вся проукраинская ось ослабнут, и это будет "подарком" президенту РФ Владимиру Путину. О "голове Драги на серебряном блюде" российскому руководителю уже сказал не кто иной, как один из наиболее антироссийски настроенных министров — министр иностранных дел Луиджи Ди Майо. Он допустил, что с падением нынешнего правительства оказание военной помощи Украине может оказаться под вопросом. Не упомянув, правда, что основная и естественная причина состоит скорее в тяжелом финансовом бремени, которое Рим не потянет на данном этапе, когда нужны миллиарды евро на поддержание внутренних дел и населения на фоне дороговизны энергоносителей и рекордной инфляции.
Сложносочиненная коалиция врагов
Стоит напомнить, что нынешнее правительство во главе с Марио Драги, бывшим председателем Европейского центрального банка (ЕЦБ), обладающим непререкаемым международным авторитетом, стало результатом формирования широкой коалиции "национального единства" после очередного правительственного кризиса и падения кабинета Джузеппе Конте, который сейчас возглавляет "Движение пяти звезд". Министерские портфели были распределены между представителями всех партий, поддержавших кабинет. Многие из них — непримиримые оппоненты. Так, "Движение", которое когда-то появилось как альтернатива всем традиционным политическим объединениям правого и левого центра, согласилось делить правительство с партией Сильвио Берлускони "Вперед, Италия". С Демократической партией, которую также всегда критиковали, "пятизвездные" вошли в коалицию, на основе которой работало второе по счету правительство Конте (2019–2021) после того, как не без скандала "Движение" разошлось со своим первым партнером — "Лигой" (эта партия также вошла в парламентское большинство, которое поддержало Драги). На парламентских выборах 2018 года "Движение пяти звезд" набрало 33% голосов и составило костяк коалиции. Но с тех пор оно ощутимо растеряло голоса избирателей, о чем свидетельствуют результаты выборов в местные органы власти, а также опросы общественного мнения.
Незадолго до нынешнего кризиса, формально спровоцированного "Движением", из него вышел один из его ключевых членов — Луиджи Ди Майо. Он увел с собой более 60 парламентариев, лишив "пятизвездных" статуса партии с наибольшим числом мест в парламенте и обеспечив надежное большинство Марио Драги. Тем не менее премьер "Национального единства" дал понять, что без участия "Движения" его миссия теряет смысл: либо все будут на своих местах, либо я ухожу.
Формальным поводом для фактического выхода из коалиции "Движения" послужило несогласие со строительством мусоросжигательного завода под Римом. Решение об этом содержалось в обширном пакете мер по помощи населению и компаниям общим объемом €23 млрд. В итоге Конте написал письмо Драги с изложением приоритетных тем для "Движения", в котором многие усмотрели ультиматум, а кто-то иронически его назвал "письмом Деду Морозу", подчеркнув пренебрежительное отношение к методам бывшего премьера. Собственно, за время нахождения у власти "Движение" во многом растеряло свою политическую идентичность. Марио Драги же, призванный в качестве "спасителя нации", за полтора года премьерства продемонстрировал достаточно авторитарные и единоличные подходы в принятии решений, руководствуясь своим негласным мандатом "привести все в порядок". Не секрет, что он с откровенным скептицизмом относился ко многим инициативам "Движения", как реализованным, так и только предлагаемым. В итоге от предвыборной программы "пятизвездных" практически ничего не осталось, как и от избирательной базы.
Нынешний кризис и отличается тем, что его не поддерживают никакие сильные лобби — ни внешние, ни внутренние, — а наоборот, осуществляется попытка подрыва правительства более слабыми политическими игроками. Так, "адвоката народа", как сам некогда назвал себя Джузеппе Конте, принимая премьерский мандат, обвиняют в "содействии Путину". Ему также припоминают, что, едва возглавив правительство в 2018 году, он был единственным лидером "семерки", который поддержал предложение тогдашнего президента США Дональда Трампа вернуть Россию, исключенную после украинского кризиса 2014 года, в "Группу семи". "Движение" некогда выступало и за отмену антироссийских санкций, а на заре своего политического восхождения и за выход Италии из НАТО. Складывается устойчивое ощущение, что вне зависимости от исхода кризиса Джузеппе Конте будет политически уничтожен, даже несмотря на то, что "пятизвездные" давно отреклись от всего, что им сейчас вменяется как упрек.
Кто-то обвиняет бывшего председателя Совета министров Италии в личной вендетте, ведь он был вынужден уступить место Драги. Но, на мой взгляд, более логичным выглядит стимул мстить другому бывшему премьеру — Маттео Ренци, чьими руками, как считает большинство экспертов, был сотворен кризис правительства Конте в начале 2021 года. Да и с лидером "Лиги" Маттео Сальвини, потенциальным союзником в этом кризисе, у Конте сложились неприязненные отношения. "Революция" Конте обречена на провал, а ее единственная причина — попытка спасти "Движение", точнее то, что от него осталось, от полного исчезновения.
Украинский вопрос в сегодняшнем кризисе выглядит достаточно косвенным, хотя "Движение" и Конте первыми заявили, что не поддержат новых поставок оружия Киеву. Тем не менее украинский аспект может стать решающим. На мой взгляд, убедить Марио Драги остаться могут только международные партнеры и воспользоваться для этого одной единственной мантрой — чтобы "не доставить удовольствие России". Эксперты признают, что, как и в Великобритании после отставки Бориса Джонсона, общая и генеральная линия Рима в отношении Киева и Москвы кардинальным образом не изменится; но какие-то "технические" поправки могут быть.
Между гордостью и ответственностью
Совершенно очевидно, что, беря в расчет необходимость рано или поздно возобновлять переговорный процесс и выстраивать каким-то образом отношения между РФ и Европой в постконфликтный период, Москве будет сложно говорить с нынешней политической верхушкой Италии (Драги, Ди Майо), представители которой позволили себе в последние месяцы недопустимые высказывания в адрес российского руководства. В случае проведения новых выборов большой шанс на победу есть у правоцентристского альянса: партий "Лига", "Вперед, Италия" и "Братья Италии". А именно их приход к власти может быть нежелателен для итальянского президента Серджо Маттареллы, который принимает решение о роспуске парламента и объявлении досрочных выборов. За последние четыре года, в течение которых рейтинг правоцентристов рос, он дважды избежал такого сценария. Сейчас пространства для маневра с парламентским большинством практически не осталось. Те же правоцентристы категорически против повторного допущения "Движения" в правящую коалицию. "Национальное единство" — требование Драги для того, чтобы отозвать отставку, и неизвестно, устроит ли его альтернатива этому "единству", которое выражается в призыве остаться мэров более чем тысячи городов (которые, к слову, представляют разные партии).
Драги в определенном смысле оказался заложником собственной славы. "Работу я себе всегда найду", — сказал однажды 74-летний банкир. Но его чаяния уже были некогда обмануты — в конце января его не отпустили в Квиринальский дворец (то есть не выбрали президентом республики после завершения срока Серджо Маттареллы). Кажется, что Марио Драги в свое время согласился на премьерство именно за обещание этого "повышения", но в итоге на второй президентский срок был переизбран (второй раз в республиканской истории) Маттарелла — что лишь в очередной раз подтвердило очевидный кризис правящей элиты, не способной вырастить новый класс управленцев. Маниакальная привязанность к Драги — тоже наглядное свидетельство этого глубочайшего кризиса. Поэтому я не исключаю, что сегодняшними действиями Конте делает некое одолжение и самому Драги, который явно устал от своей роли "спасителя нации". Тем не менее настойчивые увещевания, что если его не будет, то "все пойдет кошке под хвост" (включая €209 млрд из европейских фондов на восстановление экономики после пандемии), — для ответственного Марио Драги (выпускника иезуитской школы) достаточно сильный аргумент.
Думаю, если же Драги убедят остаться, то срок его премьерства продлится только до следующих выборов, которые должны пройти весной следующего года. Их возможный исход, во всяком случае сегодня, совершенно непредсказуем, как и следующие коалиции, которые могут быть такими же провальными, как и нынешняя. С уходом со сцены "Движения" в наибольшей степени рискует пострадать левоцентристская Демократическая партия, которая после опыта совместного управления рассчитывала на формирование общего фронта, а впоследствии, вероятно, и поглощения "пятизвездных".
Если же досрочных выборов все-таки избежать не удастся (их вероятный срок — начало октября), то Марио Драги, скорее всего, останется возглавлять правительство до назначения нового по итогам голосования. Но его полномочия будут урезаны до "исполнения текущих обязанностей", что достаточно унизительно для такой фигуры.