7 июля, 10:55
Мнение

Правительство "второй пятилетки": как собирался кабмин Франции в отсутствие Макрона

Руководитель представительства ТАСС во Франции

Дмитрий Горохов — о том, кто вошел в правительство страны на второй срок действующего президента

Реорганизация кабинета министров Франции, проведенная в первый понедельник июля премьером Элизабет Борн по поручению президента Эмманюэля Макрона, в основном подтвердила справедливость наблюдения Оноре де Бальзака: "Франция любит менять правительство, но при условии, что оно всегда остается прежним".

У перестановок тем не менее была вполне конкретная цель. Поставив задачу перестроить на новой основе кабинет, который был создан Борн всего шесть недель назад, глава государства рассчитывал как можно быстрее подвести черту под "смутным временем". В отличие от президентского марафона в апреле, когда французы активно поддержали избрание Макрона на новый срок, парламентские выборы в июне не принесли партии власти "Возрождение" (Renaissance) абсолютного большинства голосов. На старте второй президентской "пятилетки" это сделало правительство неустойчивым.

Список Макрона

"Одна из основных черт конституции Пятой республики заключается в том, что она дает государству голову", — говорил строитель современной Франции генерал Шарль де Голль. В соответствии с основным законом именно глава государства назначает правительство или прекращает его полномочия на основе предложений премьера.

Однако на этот раз лично убеждать политиков войти в новый кабинет Макрон не мог из-за череды международных дел. Последнюю июньскую неделю он провел на саммитах Евросоюза, Группы семи, НАТО и форуме ООН по проблемам океанов. Ведение переговоров с партиями в Париже было доверено Элизабет Борн. Но не вызывает сомнений, что шорт-лист министров формировался при самом активном участии президента. "Пилот — в самолете", — подчеркивали в окружении главы государства, который поддерживал постоянную связь с премьером.

Макрон зондировал возможность включить в кабинет более широкий спектр сил — "от коммунистов до республиканцев". Приглашение не распространялось лишь на две партии — "Национальное объединение" Марин Ле Пен на правом фланге и "Неподчинившуюся Францию" Жан-Люка Меланшона на левом. Между тем на выборах именно они особенно сильно продвинули свои позиции. Первая — самостоятельно, вторая — вместе с партнерами по "Новому народному экологическому и социальному союзу".

Дефицит в 39 голосов

Французское Национальное собрание насчитывает 577 депутатов. Партия власти, согласно последним данным, имеет в своем распоряжении 250 мандатов. Для абсолютного большинства, однако, необходимо 289. Этот дефицит в 39 голосов и заставляет теперь лагерь Макрона искать компромисс по каждому законопроекту.

Маневр партии власти, однако, облегчает то, что ее оппоненты — Ле Пен и Меланшон — придерживаются антагонистических взглядов и даже в теории не могли бы пойти на союз друг с другом. "Республиканцы", имеющие третью по численности фракцию среди партий оппозиции, в свою очередь отказываются от сотрудничества с кем-либо.

Большинство аналитиков не видят в происходящем драмы, а лишь перераспределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Бурбонский дворец, резиденция нижней палаты парламента, восстанавливает утраченное влияние. Менять новую парадигму потребуется только в том случае, если законопроекты президентского блока будут блокированы оппозицией.

Весь первый июльский уик-энд тандем Макрон — Борн провел в непрерывных телефонных переговорах, внося в картину "Кабинет на пять лет" последние штрихи. В понедельник утром участники кастинга могли сказать: "Снято!" Вероятно, чтобы максимально ускорить процедуру, они и решили отказаться от обычной в таких случаях мизансцены, когда генеральный секретарь президентской администрации объявляет состав кабинета со ступеней Елисейского дворца. Вместо этого список был просто разослан в редакции средств массовой информации по электронной почте.

Как признал уже постфактум сам Эмманюэль Макрон, по мере развития процесса круг вариантов сужался. Партии оппозиции "не проявили желания участвовать ни в правительственном соглашении, ни в любой другой форме коалиции". В этих условиях президент и премьер сосредоточили внимание на лучшей балансировке сил самого правящего блока.

Метод Борн

В среду премьер Элизабет Борн во главе группы ближайших соратников совершила пешую прогулку из Матиньонского дворца — своей нынешней резиденции — в Бурбонский дворец, где заседает Национальное собрание. "Я говорю с Францией", — подчеркнула Борн в самом начале своего обращения к депутатам.

Она сообщила, что первым же досье, которым займется ее кабинет, станет законопроект о повышении покупательной способности. Также она отметила, что страна должна пойти по пути восстановления равновесия в государственных финансах, и лишь кратко затронула готовящуюся пенсионную реформу. Борн заявила, что французам предстоит работать "немного дольше", но не уточнила, идет ли по-прежнему речь о повышении пенсионного возраста с 62 до 65 лет.  

Борн акцентировала внимание на экологическом планировании и задачах борьбы с изменениями климата, отметив, что у каждого министерства будет своя "дорожная карта" в этой сфере. Одновременно она выразила убеждение, что "климатическая революция" не должна осуществляться за счет сокращения экономического роста. По ее словам, развитие, напротив, требует инноваций, создания новых рабочих мест, сохранения социальной модели. Энергетический переход, ставка на возобновляемые источники энергии предполагают, в частности, строительство новых АЭС.  

Искусство компромиссов

"Возможно, мы не согласны во всех вопросах, но французы требуют, чтобы мы больше и лучше говорили друг с другом и строили вместе", — сказала премьер. В качестве метода работы она рекомендовала парламенту "достижение компромиссов".

Наиболее эмоциональную часть своей речи премьер посвятила "равенству возможностей". Она напомнила, что еще школьницей получила от государства статус "ученицы нации", который присваивался детям ветеранов Сопротивления (организованное противодействие оккупации Франции нацистской Германией в годы Второй мировой войны). "Я обязана всем Республике, которая протянула мне руку", — сказала Борн, потерявшая в 11 лет отца, бывшего узника концлагеря.  

Затем в своем выступлении уже поздним вечером в другой палате парламента — Сенате, глава правительства вернулась к мерам в защиту жизненного уровня французов. "Я призываю предприятия, чьи финансовые возможности это позволяют, увеличить зарплату своих работников", — сказала она.   

Дело министра Абада

В пережившем сейчас второе рождение кабинете Элизабет Борн полностью соблюдено гендерное равенство. В его составе 21 женщина и 21 мужчина. В политическом отношении 42 министерских поста поделены между членами президентской партии "Возрождение" и ее союзниками — "Демократическим движением" (MoDem) Франсуа Байру и партией "Горизонты" Эдуара Филиппа. Два портфеля достались немногочисленному движению "Действовать" Франка Риестера.

В целом кабинет пополнили 19 министров, часть из которых прежде уже работала в правительстве. Пяти министрам пришлось уйти в отставку. Министерский портфель вернула Яэль Брон-Пиве, избранная спикером Национального собрания. Ушли из правительства глава Министерства здравоохранения Брижит Бургиньон, министр по вопросам экологического перехода Амели де Моншален и госсекретарь по вопросам моря Жюстин Бенин, проигравшие в своих округах.  

Расстался с обязанностями также министр солидарности Дамьен Абад. "В условиях атак, мишенью которых я стал, мне лучше не быть в правительстве, а защищаться, не мешая его усилиям", — объяснил он собственный уход. Поводом к отставке послужило начатое расследование жалобы, подательница которой обвинила политика в попытке изнасилования, якобы совершенной им в 2010 году. Сам экс-министр подозрения категорически отвергает, ссылаясь не только на свои моральные устои, но и тяжелую инвалидность.  

Президент не хотел его отставки до официального предъявления обвинений, но был вынужден прислушаться к главе кабинета, настаивавшей на добровольном уходе Абада. Борн требует от министров не только неукоснительного соблюдения законов, но и "безупречного поведения", хотя и руководствуется презумпцией невиновности. Так, портфель главы МВД сохранил Жеральд Дарманен, поскольку обвинения его в домогательствах не нашли подтверждения. Осталась на посту и госсекретарь по делам франкофонных стран Кризула Закаропулу, которую две бывших пациентки упрекают в медицинском насилии в бытность врачом.

Согласие и отказы

Второй кабинет Элизабет Борн, несомненно, стал более цельной и опытной командой. Правый фланг центристского лагеря консолидировался не только с укреплением роли Брюно Ле Мэра во главе экономического блока правительства, но и с подтверждением полномочий Себастьена Лекорню на посту министра вооруженных сил. На левом фланге повышение получил Клеман Бон, ставший министром-делегатом по вопросам транспорта. Бывшему куратору европейской проблематики в МИД Франции дипломатический опыт понадобится теперь, чтобы тушить социальные конфликты на железной дороге и в гражданской авиации.  

Министр энергетического перехода Аньес Панье-Рюнаше в прошлом участвовала в программе "Молодые лидеры" при Франко-китайском фонде. В свои 33 года Сара Эль-Хайри, назначенная на пост госсекретаря по делам молодежи при министре вооруженных сил, стала самым молодым членом кабинета Борн. Как полковник гражданского резерва Национальной жандармерии, она уже входила на протяжении двух лет — вплоть до мая — в состав правительства в качестве госсекретаря при министре образования.

В кабинете, где она представляет "Демократическое движение" Франсуа Байру, Эль-Хайри будет курировать проект "Общей национальной службы". В течение месяца эту службу должны будут проходить на гражданских или военных объектах все жители Франции в возрасте от 16 до 25 лет для укрепления "сплоченности".

Как признают в коридорах власти, Елисейскому дворцу пришлось столкнуться с тем, что ряд намеченных им кандидатов отказались войти в состав правительства. Пост министра уже не является столь притягательным, как прежде. "Предыдущим поколениям эта ипостась внушала восхищение", — считает госсекретарь Марлен Шьяппа, автор книги "Хорошо ли быть министром?" (Marlène Schiappa. Cestunebonnesituation, ça, ministre2022). Но сегодня кандидату в министры приходится обнародовать сведения о своих финансах и родственных связях, а многие не хотят выставлять напоказ личную жизнь. В отличие от бытующих представлений, у министров нет ни пенсии, ни личного самолета, а их вознаграждение стало более скромным.  

"В правящей партии "Возрождение" считают компромисс основой парламентской работы, — поддержала премьера руководитель парламентской фракции Орор Берже. — Ни в одной из партийных групп в Национальном собрании не могут утверждать, что добились полного доверия французов".

Поддержка Крессон

Борн получила важную поддержку от своей исторической предшественницы. "Она прекрасно выступила, и я не вижу, в чем ее можно упрекнуть, — заметила Эдит Крессон, которая первой среди француженок возглавила правительство в мае 1991 года. — У нее университетское образование, огромный опыт практической работы, не знаю, что можно было бы еще требовать, но критиковать будут всегда только потому, что это женщина".

Критики же назвали программу Борн "каталогом банальностей". Лидер фракции "Национального объединения" Марин Ле Пен считает, что Макрону не осталось "ничего, кроме иллюзии власти", но он "поступает так, будто на выборах ничего не произошло". Лидер парламентариев-республиканцев Оливье Марлекс предупредил, что не пойдет на компромиссы с властью, но не станет практиковать и бесплодную блокаду.    

Наиболее непримиримую позицию заняли парламентарии "Неподчинившейся Франции". Глава партийной фракции Матильда Пано осудила премьер-министра за отказ от вотума доверия: "Голосование было необходимо, но вы предпочли бегство". Левые, разумеется, рассержены тем, что судьба правительства не решается парламентом, и решили внести уже в первый день контрпроект — о недоверии правительству. Срок голосования пока не назначен, но шансов на успех нет. В нижней палате парламента в распоряжении левой оппозиции 151 мандат из 577. Это, безусловно, престижно, но слишком мало для того, чтобы заставить правительство уйти. А голосовать вместе со сторонниками Меланшона партия Ле Пен или "Республиканцы" едва ли станут. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru