30 июня, 11:20
Мнение
Кризис на Украине

"Курдов кинули под автобус": как в Швеции реагируют на условия по вступлению в НАТО

Руководитель представительства ТАСС в Швеции

Ирина Дергачева — о том, что меняется в шведской внешней политике

По итогам переговоров лидеров Турции, Швеции, Финляндии и генсека НАТО Йенса Столтенберга 28 июня в Мадриде министры иностранных дел трех государств подписали меморандум, позволяющий Стокгольму и Хельсинки войти в НАТО, а также касающийся продажи оружия Анкаре и борьбы с терроризмом. Реакция в шведском обществе на разрешение вопросов с Турцией стала одновременно предсказуемой и нордически спокойной. Шведы, активно выступавшие за членство страны в альянсе, ожидаемо высказались об удовлетворенности итогами переговоров, а те, кто изначально был против, вновь заявили о своих озабоченностях.

В документе указано, что "Швеция и Финляндия пообещали Турции расследовать и пресекать любое финансирование и вербовочную деятельность Рабочей партии Курдистана. Швеция и Финляндия обязались рассматривать запросы Турции об экстрадиции подозреваемых в терроризме, принимая во внимание предоставляемые доказательства и разведданные. Швеция и Финляндия обеспечат создание нормативно-правовой базы для соответствия новым обязательствам перед будущими союзниками по НАТО и отражения их статуса как членов НАТО".

Быстро меняющееся отношение

Одним из главных давних поборников присутствия королевства в НАТО является ведущее политическое объединение правого фланга "Умеренная коалиционная партия". "Это очень приятное известие и важный шаг на пути к членству Швеции и Финляндии в НАТО. Предстоит сделать еще ряд шагов, и мы пока что еще не у цели. Но это очень хорошо, что Швеция, Финляндия и Турция смогли найти те решения, которые продвигают этот процесс. НАТО обеспечит нам большую безопасность, а Швеция и Финляндия укрепят НАТО", — отметил председатель партии Ульф Кристерссон в своем комментарии агентству ТТ.

"Я хорошо спала. Это был большой день для Швеции. Важный шаг на пути в НАТО. Это то, что укрепляет безопасность Швеции", — сказала премьер-министр Магдалена Андерссон в беседе с телеканалом SVT. При этом ее Социал-демократическая рабочая партия вплоть до весны этого года традиционно выступала за политику нейтралитета и неприсоединения, которая хорошо служила стране на протяжении многих десятилетий (последняя война, продолжавшаяся всего пару недель, была у Швеции с Норвегией в 1814 году), и казалось, что в партии не хотят и слышать речей о вступлении в НАТО.

Еще с началом РФ специальной операции на Украине министры иностранных дел и обороны, Анн Линде и Петер Хультквист, заявляли, что Швеция по-прежнему не намерена присоединяться к НАТО. Однако вскоре отношение к этому вопросу стало быстро меняться как в политической среде, так и в обществе в целом: опросы впервые показали, что доля выступающих за присоединение к Североатлантическому альянсу превысила 50% от всего количества респондентов.

По словам премьер-министра, открывшая путь в НАТО договоренность с Турцией на деле мало что меняет в жизни Швеции. Андерссон уточнила: что касается опасений по поводу выдачи турецким властям находящихся в стране оппозиционных политиков, то все будет происходить в соответствии с шведским законом и международными конвенциями. Подданные же Швеции подвергаться депортации не могут, а само королевство поддержкой терроризма не занимается. 

Жертвы ради членства в НАТО

Самым яростным критиком компромисса с Турцией выступила независимый парламентарий, этническая курдянка, Амине Какабаве. По ее мнению, договоренность с Анкарой станет серьезным препятствием для курдов в борьбе за свои права и свободы. "Это черный день в политической истории Швеции — то, что мы ведем переговоры с исламской диктатурой, не уважающей свободу слова, права меньшинств и женщин. Курдов приносят в жертву во имя циничных политических целей. Почему ими нужно жертвовать ради членства в НАТО? Почему Швеция прогибается перед Эрдоганом?" — заявила она в интервью телеканалу ТВ4.

"Это предательство со стороны правительства Швеции, стран НАТО и [Йенса] Столтенберга, которые обманывают целую группу, которая освободила себя и весь мир от "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ)", — приводит слова Какабаве газета Dagens Nyheter.

Политик также заявила, что планирует инициировать импичмент министру иностранных дел Швеции Анн Линде. Однако для начала самой процедуры необходимо, чтобы ее поддержали как минимум 35 парламентариев из 349. На вопрос, рассчитывает ли Какабаве на такую поддержку, она сказала, что надеется на это, поскольку речь идет о безопасности Швеции и ее имидже в мире. При этом политик подчеркнула, что правительство должно полностью раскрыть обществу содержание сделанных Турции уступок.

Ожидаемо с резкой критикой шведско-турецкого компромисса выступили также Левая партия и Партия защиты окружающей среды. Зеленые тут же предложили министру иностранных дел Анн Линде в кратчайшие сроки представить комитету по иностранным делам отчет о договоренностях с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. В частности, озабоченность Партии защиты окружающей среды связана с возможностью возобновления военного экспорта в Турцию и выдачу ей оппозиционных политиков. По словам одного из спикеров партии, Пера Булюнда, соглашения о борьбе с терроризмом вызывают серьезные опасения, если в них будет использоваться турецкая трактовка этого терроризма. "Соглашение составлено нечетко, и это создает неопределенность для курдских организаций в Швеции", — отметил Булюнд. При этом если ранее зеленые заявляли об отказе поддержать импичмент главе МИД Анн Линде, то, как сообщает газета Expressen, сейчас партия готова уже положительно рассмотреть подобную инициативу.

Что известно о положениях 

Газета Svenska Dagbladet проанализировала содержание отдельных положений шведско-финского компромисса с Турцией и отметила, что, согласно договоренностям, впредь "Финляндия и Швеция оказывают Турции полную поддержку в борьбе с угрозами ее национальной безопасности". Скандинавские страны дают обещание не поддерживать YPG/PYD (Отряды народной самообороны — формирования Высшего курдского совета / курдистанскую партию "Демократический союз"), а также движение Фетхуллаха Гюлена ФЕТО, которые — все три — рассматриваются властями в Анкаре как террористические.

Попытка государственного переворота

15 июля 2016 года группа солдат и офицеров вооруженных сил Турции предприняла попытку государственного переворота. Основное противостояние развернулось в Стамбуле и Анкаре, погибли 250 человек (не считая путчистов), более 2 тыс. получили ранения. В подготовке путча Анкара обвиняет постоянно проживающего в штате Пенсильвания (США) исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена и связанную с ним "Террористическую организацию фетхуллахистов" (ФЕТО). 

Деятельность Гюлена и его движения "Хизмет" в Турции начала расширяться еще в 1980-х годах. Несмотря на имевшиеся у властей претензии к проповеднику и судебные иски, движение играло заметную роль в политической и общественной жизни страны. Тем не менее попытка путча окончательно поставила Фетхуллаха Гюлена и ФЕТО вне закона. МВД Турции внесло Гюлена в список самых разыскиваемых террористов, а Анкара потребовала у Вашингтона экстрадировать проповедника в Турцию для суда. Также Турция, пользуясь возможностями двусторонних договоренностей и международного законодательства, продолжает борьбу со связанными с ФЕТО структурами в других странах.

Однако подобная позиция шведского руководства относительно "Демократического союза" имеет существенный внутриполитический аспект, поскольку идет вразрез с договоренностью социал-демократов с Амине Какабаве перед голосованием за кандидатуру их председателя, Магдалены Андерссон, на пост нового премьер-министра Швеции. Считается, что именно благодаря голосу Какабаве Андерссон стала главой кабинета министров. Недавно она также практически спасла от импичмента министра юстиции Моргана Юханссона. Как отмечает газета, именно поэтому на встрече с прессой после подписания соглашения с Турцией Магдалена Андерссон и Анн Линде "не выглядели особо радостными".

Svenska Dagbladet также подчеркивает, что в пятом пункте шведско-финского меморандума с Турцией говорится, что "Финляндия и Швеция подтверждают, что РПК (Рабочая партия Курдистана) является запрещенной террористической организацией" и "обязываются препятствовать деятельности РПК и всех других террористических организаций и их ответвлений". По мнению газеты, здесь у сторон могут возникнуть разные толкования и подходы: если Турция рассматривает "Отряды народной самообороны" как ветвь РПК, то в Швеции так не считают. Тут же газета приводит слова финского президента Саули Ниинестё о том, что составление текста меморандума потребовало от сторон "творческих решений". Видимо, пятый пункт стал одним из них.

Другим узким местом может стать восьмой пункт, в котором говорится об "общем структурированном диалоге и механизме взаимодействия на всех уровнях, включая судебные органы и разведывательные службы, для расширения сотрудничества в области контртеррористической работы и борьбы с организованной преступностью". С турецкой точки зрения, речь может идти об обмене информацией о проживающих в Швеции курдах, считающихся террористами в Турции. Однако, как пишет Svenska Dagbladet, вряд ли шведская сторона будет ее предоставлять по каждому из запросов.

Этот пункт касается также и выдачи подозреваемых в терроризме, на что ранее Швеция и Финляндия никак не соглашались. Теперь же стороны обещают "учитывать информацию, доказательства и разведданные, предоставляемые Турцией" при принятии соответствующих решений с целью "облегчения процесса выдачи".

Не обошла газета стороной и якобы главную цель Турции, которую та изначально преследовала в противодействии вступлению Швеции и Финляндии в НАТО, — добиться возобновления разрешения на закупку американских истребителей F35, доступ к которым был перекрыт после решения Турции о закупке российских зенитно-ракетных комплексов С-400 "Триумф".

Сдвиг без дискуссий

С критикой действий шведского правительства на переговорах с Турцией выступил главный редактор ведущей газеты провинции Даларна Dala-Demokraten Йоран Грейдер, выступавший против членства Швеции в НАТО. "Я не думал, что доживу до того, что увижу, как Швеция уходит от критики", — сказал он в новостной программе телеканала SVT, назвав неудобоваримой подобную покорность перед Турцией.  

По его мнению, уступки, на которые пошла Швеция, являются той ценой, которую страна заплатила за отказ от политики неприсоединения. При этом он отметил, что, когда процесс зашел так далеко, у правительства просто не оставалось никакого выбора для разворота назад. "Но это прискорбно. Это сдвиг в шведской внешней политике, который произошел чрезвычайно быстро, и об этом не было никаких дискуссий", — заявил Грейдер.

Его коллега, главный редактор независимой социалистической газеты Flamman Леонидас Аретакис, подчеркнул, что люди, полагавшие, будто при вступлении в НАТО Швеции не придется менять внешнюю политику, просчитались, и соглашение с Турцией тому подтверждение. Уступки Турции, отметил Аретакис, являются не чем иным, как отказом от внешнеполитической традиции, включавшей поддержку курдов, боровшихся с ИГ. По его мнению, теперь сохранить эту линию правительству не удастся: "Таким образом, курдов просто-напросто кинули под автобус".​ 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru