Все новости

Когда в Америках согласья нет: чего ждать от регионального саммита в Лос-Анджелесе

Андрей Шитов — о том, докажет ли Вашингтон своим южным соседям, что он один шагает в ногу


Вашингтон привык воспринимать Западное полушарие как свой задний двор. Еще двести лет назад пятый президент США Джеймс Монро провозгласил доктрину, которая позже была названа его именем, хотя написана была в основном его госсекретарем и будущим преемником в Белом доме Джоном Куинси Адамсом. По форме она была направлена на пресечение европейского колониализма в Новом Свете, по сути же провозглашала всю Северную и Южную Америку сферой влияния США. Европейские монархии того времени были ею возмущены, но Британия по меркантильным соображениям поддержала доктрину, чтобы сохранять доступ к чужим колониям, которые как раз тогда завоевывали свою независимость и создавали на обломках империй собственные государства.

Трубят сбор

С тех пор США стараются не выпускать соседей по полушарию из-под своей навязчивой опеки. Думаю, не случайно и штаб-квартира Организации американских государств (ОАГ), созданной в 1948 году, располагается в Вашингтоне. Еще с довоенного времени, при Франклине Рузвельте, США активно работали над тем, чтобы поставить интеграционные процессы в регионе под свой контроль и придать им антикоммунистическую направленность.

Теперь очередной хозяин Белого дома Джо Байден готовится к поездке в Лос-Анджелес, где 6–10 июня будет проходить девятый Саммит Америк (Summit of the Americas). Название — что видно из отсутствующих в русском языке артиклей — подразумевает обе Америки: и Северную, и Южную. По сообщению Los Angeles Times, Байден должен будет находиться в городе 8 июня. Соответственно, среда станет основным рабочим днем саммита, в котором предполагается также участие вице-президента США Камалы Харрис.

Официально такие встречи созываются под эгидой ОАГ, но первым их инициатором был Билл Клинтон — саммит прошел в 1994 году в Майами при его администрации. Нынешний форум, отложенный на год из-за пандемии COVID-19, Байден, разумеется, постарается вписать в общий контекст своей внешней политики, включая прежде всего противостояние России и Китаю.

В конце апреля Москва была лишена в ОАГ статуса постоянного наблюдателя. По общему мнению аналитиков, организаторы лос-анджелесского саммита видят одну из своих главных задач в том, чтобы сплотить соседей по полушарию под антироссийскими знаменами — при том, что в самих США и регионе в целом собственных забот полно.

Переводят стрелки

Власти в Вашингтоне, собственно, и сами этого не скрывают. Выступая в преддверии форума на конференции Совета по делам Америк (Council of the Americas), организации деловых кругов США, работающих в Латинской Америке, госсекретарь Энтони Блинкен напомнил, что в Западном полушарии COVID-19 унес жизни 2,7 млн человек. Это более 40% общемировых потерь, а в пересчете на душу населения — самый высокий показатель смертности среди всех регионов мира. Пандемия причинила огромный экономический и социальный ущерб, последствия ощущаются до сих пор.

О том, что незавидная пальма первенства по числу умерших от COVID-19 — свыше 1 млн человек — принадлежит США, Блинкен предпочел не упоминать. Вместо этого он сразу перевел стрелки… на Россию. По его словам, специальная военная операция РФ на Украине (названная им "жестокой агрессией"), "усугубляет многие предшествующие проблемы, уже имеющиеся недуги, повышая по всей [Северной и Южной] Америке стоимость самых необходимых сырьевых товаров, от удобрений до пшеницы и бензина; отрезая ключевые экспортные рынки для многих отраслей в [обеих] Америках; ставя семьи по всему региону перед жестоким выбором: от чего отказываться в условиях безудержно растущей стоимости жизни".

Президент России Владимир Путин и глава МИД Сергей Лавров не раз говорили по поводу подобных причитаний: руководство США и Запада в целом пытается перекладывать на Москву ответственность за собственные грубые ошибки и просчеты, прежде всего в энергетической и продовольственной политике. Валит, так сказать, с больной головы на здоровую.

Отстраняют несогласных

Далее в своей алармистской речи Блинкен призвал соседей США не только "крепить демократию изнутри", но и придерживаться "общего подхода к автократиям в регионе". "На Кубе, в Венесуэле, а в последнее время и в Никарагуа репрессивные правительства предлагают ложный выбор между уважением прав граждан и повышением их благосостояния", — утверждал он. Позже стало известно, что три названные страны не приглашены на лос-анджелесский саммит.

Госсекретарь, кстати, рассказывал, что участвовал в подготовке еще первого такого форума в Майами в качестве спичрайтера при президенте Клинтоне. С тех пор, на его взгляд, у "демократического прогресса в Америках" нет более важной движущей силы, чем "активное, многообразное и растущее гражданское общество". В этом контексте он подчеркнул, что "Соединенные Штаты планируют [провести] самый инклюзивный Саммит Америк в истории".

О том, как воспринято в регионе отстранение от участия в диалоге Гаваны, Каракаса и Манагуа, речь впереди, это едва ли не главная интрига происходящего. Пока лишь отмечу, что на днях в кубинской столице состоялась встреча лидеров стран — участниц Боливарианского альянса для народов Америки (АЛБА), на которой одностороннее решение Вашингтона было осуждено как "идеологически и политически мотивированный акт произвола" и шаг, "оскорбляющий народы Латинской Америки и Карибского бассейна". Десятка членов АЛБА — торгово-экономического объединения, созданного в 2004 году по инициативе президента Венесуэлы Уго Чавеса и лидера Кубы Фиделя Кастро, — исходят из того, что "страна, принимающая встречу в Лос-Анджелесе, не имеет права устанавливать исключения или условия, нарушающие суверенитет и независимость" других государств.

Да и гражданское общество, судя по всему, не в восторге от обещанной властями США "инклюзивности". Во всяком случае, по сообщению сетевого ресурса Peoples Dispatch, коалиция прогрессивных американских общественных организаций и движений намерена устроить в Лос-Анджелесе 8–10 июня собственный альтернативный слет — "Народный саммит за демократию", призванный "дать отпор доминированию США в регионе". О том, что планы уличных протестов реальны, свидетельствует уже проведенная инициаторами слета первомайская демонстрация.

Нужна ли "перезагрузка"?

Между прочим, трезвые критические голоса раздаются в преддверии Саммита Америк и в самом вашингтонском истеблишменте. Так, бывший посол США в Бразилии, Колумбии, Перу и Афганистане Майкл Маккинли разместил на днях на сайте государственного Института мира США комментарий с призывом задуматься "не только о предстоящем саммите", но и о "перезагрузке [всей] политики США в Латинской Америке".

Не далее как в 2019 году экс-помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон публично говорил, что "доктрина Монро живет и здравствует" по сей день. Как пишет Маккинли, эти слова "по-прежнему отражают умонастроения многих в США в отношении своего права вести регион за собой (lead the region)". Но "такой взгляд глубоко устарел", подчеркивает он.

И предлагает для начала хотя бы не стричь страны региона под одну гребенку, а "признавать и уважать" различия между ними. Следом, по его мнению, Вашингтону необходимо осознать, "что латиноамериканские и карибские страны ищут диалога, а не указаний", что им нужен разговор на равных, а не диктат.

"Мир отвергает"

В данном контексте дипломат напоминает, что "почти весь мир отвергает подход США к Кубе", да и в отношениях с Венесуэлой соседи "уже не так сильно равняются (align) на Вашингтон". Под угрозой бойкота нынешнего саммита рядом ведущих стран полушария и во избежание таких же угроз в будущем он предлагает "подумать о выработке компромиссов".

В глобальном масштабе эксперт советует не транслировать на регион геополитические фобии США. Он подчеркивает, что "Латинская Америка не хочет новой холодной войны", а "растущие экономические связи Китая с Южной Америкой, зачастую воспринимаемые в США как существенная угроза, могут на самом деле просто отражать прагматичный подход многих в регионе к своему важнейшему рынку".

"По Украине, как и большинство в мире, Латинская Америка не следует за американо-европейским режимом санкций", — констатирует Маккинли. "Тем не менее Соединенные Штаты могли бы воспользоваться нынешней неопределенностью, чтобы выработать новые стратегические взаимоотношения в Латинской Америке, встревоженной делением мира на зарождающиеся торговые блоки, и учесть при этом поставленную США задачу по развитию "ближних офшоров" (nearshoring)", — добавляет он.

Чья бы корова мычала

В предложениях Маккинли подкупает помимо всего прочего то, что автор без иллюзий оценивает перспективы их принятия. Лос-анджелесский саммит, на его взгляд, "еще можно спасти", но ждать от него прорывных решений все же не стоит. "С учетом кризиса на Украине, домашних тягот в США и глобальных экономических стрессов… хорошим результатом была бы договоренность об общем видении и повестке дня регионального сотрудничества на ближайшие годы", — пишет специалист.

И напоминает, что "сменявшие друг друга администрации США потратили почти $3 трлн на войны в Афганистане и Ираке, а на Украине — почти $40 млрд за два месяца". "Для сравнения: бюджетный запрос администрации Байдена на 2022 год для Латинской Америки и Карибского бассейна — глобального региона, который можно считать наиболее значимым для повседневной жизни американцев, — составлял $2,2 млрд", — добавляет автор. А я бы для полноты картины сравнил названные цифры еще и с годовым оборонным бюджетом России.

Таков, повторюсь, трезвый взгляд кадрового дипломата. Но слушают сейчас за океаном больше не профессионалов, а записных пропагандистов-русофобов наподобие Майкла Макфола — тоже, между прочим, бывшего посла США, причем в Москве.

Пытаясь критиковать специальную военную операцию России в Донбассе, тот на днях патетически воскликнул в Twitter: "Когда это в истории аннексия укрепляла мир и безопасность?" Самому ему вопрос, видимо, казался риторическим, но в ответ посыпался град саркастических откликов на тему "посмотри в окно".

"Кому бы об этом и спрашивать, как не вам — вы же сидите в Калифорнии, отторгнутой у Мексики!" — написал один из отставных руководителей индийской дипломатии посол Канвал Сибал. А коллега Макфола политолог Эндрю Качинс напомнил об аннексии еще и большей части Техаса и территорий всего юго-запада США. По-русски это называется "чья бы корова мычала..."

За "реальную повестку дня"

Сам я бывал южнее Рио-Гранде — пограничной реки, разделяющей США и Мексику, — буквально пару раз за всю жизнь. Поэтому с вопросами о том, чем для нас важен и интересен Саммит Америк, обратился к профессионалам.

Директор Латиноамериканского департамента МИД РФ Александр Щетинин заверил, что наши дипломаты внимательно следят за дискуссией по поводу предстоящей встречи и "видят неоднозначное отношение как к самому саммиту, так и к предлагаемой его организаторами повестке дня". При этом на Смоленской площади отмечают "стремление Вашингтона вновь поставить обсуждение важных для региона проблемных вопросов на идеологизированную основу, потребительски "заточить" его под собственные внешне- и внутриполитические интересы".

Именно так у нас понимают отказ США пригласить на форум представителей Венесуэлы, Кубы и Никарагуа. Как там было у дедушки Крылова: "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. И выйдет из него не дело, только мука..."

"Хотели бы пожелать государствам Латинской Америки, с которыми нашу страну исторически связывают тесные узы дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, чтобы на предстоящем саммите им удалось сконцентрировать внимание его участников на обсуждении реальной региональной повестки дня и выработке решений, которые отвечали бы интересам их социально-экономического развития и укрепления внутриполитической устойчивости", — добавил Щетинин.​

"С какого они континента?"

Другие мои знакомые латиноамериканисты прежде всего в один голос заявили, что пропагандистское клише про "задний двор" Вашингтона, где тот якобы волен распоряжаться всем и вся по своему усмотрению, скорее миф, чем реальность. Наоборот, коллега-журналист, много лет проработавший в регионе, даже назвал Латинскую Америку "слабым звеном" в том "кольце", которым коллективный Запад во главе с США, на его взгляд, пытается сейчас окружить Россию. "А без этого звена и все кольцо рассыплется, — азартно утверждает он. — Поэтому-то Байден и пытается возродить Саммит Америк!"

Самым показательным мерилом успеха этих усилий, по мнению собеседника, можно будет считать явку, а точнее — неявку латиноамериканских лидеров на очную встречу в США. И больше всего в этом контексте всех сейчас, конечно, интересует, приедет ли президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор.

Тот уже несколько раз публично разъяснял главное условие своего участия в саммите. "Если не будут приглашены все страны, я не поеду", — заявил он журналистам в прошлую пятницу. И добавил: "Что это будет — Саммит Америк или "Саммит друзей Америки"?  Ведь если эти страны (Венесуэла, Куба и Никарагуа — прим. ТАСС) будут исключены, то, спрашивается с какого они континента? Разве не с Американского?" Поэтому специалисты считают, что Мексику в Лос-Анджелесе скорее всего будет представлять глава МИД.

"Момент шизофрении"

Лидеры стран, обойденных приглашениями, также уже заявляли о своих позициях. Президент Кубы Мигель Диас-Канель сообщил через Twitter, что "ни при каких обстоятельствах" не станет участвовать в готовящейся встрече, но при этом исходит из того, что "голос Кубы будет услышан".

В том же духе высказался президент Венесуэлы Николас Мадуро, пообещавший, что и без приглашений "голос Венесуэлы, Кубы и Никарагуа прозвучит в Лос-Анджелесе". "Мы будем там с нашей правдой, у нас есть свои хитрости", — заверил он, добавив, что организаторов саммита "ждет сюрприз".

Никарагуанский лидер Даниэль Ортега со своей стороны заявил, что не собирается выпрашивать у "янки" приглашение, поскольку не имеет "никакого интереса в поездке на этот саммит". Заодно он заявил в речи, транслировавшейся из Манагуа, что США "переживают момент шизофрении" — "хотят подчинить себе" Россию и Китай и вообще "господствовать над всей планетой, не понимая, что это уже невозможно".

У каждого свой интерес

Что касается других приглашений, известно, что президент крупнейшей региональной державы — Бразилии — Жаир Болсонару тоже довольно долго колебался, ехать на саммит или нет. В конечном счете его "уломали", пообещав отдельную личную встречу с Байденом. Для них, по сообщениям СМИ, это вообще должен быть первый очный двусторонний контакт.

Бойкотом саммита грозили также лидеры Боливии, Гватемалы, Гондураса, Чили и некоторых островных государств. Телекомпания ABC выделяет в этом списке первую женщину — президента Гондураса Сиомару Кастро — из-за того, что ту лично уговаривала приехать вице-президент США Харрис. Согласно публикации, спустя считаные часы после их разговора Кастро написала в Twitter: "Я приеду на саммит, только если все страны [обеих] Америк без исключения будут приглашены". Помимо Харрис обхаживанием потенциальных гостей занимались первая леди США Джилл Байден и спецпредставитель ее супруга, бывший сенатор Крис Додд.

Специалисты поясняют, что даже за безапелляционными с виду заявлениями могут скрываться достаточно тонкие дипломатические расчеты. Например, по их словам, инициативный отказ от поездки на саммит Диас-Канеля по идее может отчасти развязать руки тем, кто настаивал на его приглашении, включая Обрадора. А одно из высказываний Мадуро (о том, что у США имеется в Венесуэле свой ставленник, лидер оппозиции Хуан Гуайдо, которого они считают президентом; вот пусть, мол, с ним и имеют дело) в принципе можно понимать как завуалированный призыв все же признать его собственное правление не только де-факто, но и де-юре.

Американцы ведь тоже ведут свою игру. И она включает в последнее время примирительные жесты в отношении Кубы (хотя и не такие смелые, как при Бараке Обаме) и Венесуэлы (с прицелом на ее нефть). А Мадуро со своей стороны сделал в мае символически и практически важный шаг, выдвинув на пост главы МИД своей страны ее посла в Москве.

Три дороги

Директор Института Латинской Америки РАН Дмитрий Разумовский следит за перипетиями этой "большой игры" в Западном полушарии, наверное, пристальнее кого бы то ни было. Как он мне сказал, внимание к лос-анджелесскому саммиту для нас естественно: во-первых, "нам важно понимать, куда дует ветер в отношениях США и Латинской Америки в целом"; во-вторых, более конкретно, нас не может не интересовать, "как США будут сейчас взаимодействовать с нашими ключевыми стратегическими союзниками" в регионе, которых они пытаются от нас "оторвать"; наконец, в-третьих, не следует забывать и о том, "что мы будем действительно не субъектом, а объектом обсуждения на этом саммите".

На просьбу смоделировать вероятные итоги предстоящих дискуссий с точки зрения наших интересов Разумовский ответил, что, видимо, самый нежелательный для нас вариант — это если США добьются от стран региона принятия некой антироссийской резолюции, а также конкретных обязательств по наращиванию поставок на нефтяной и продовольственный рынки. По мнению специалиста, такой сценарий в целом, "наверное, малореализуем".

Более реалистичный вариант, на его взгляд, сводится к тому, что латиноамериканцы, с одной стороны, "каким-то большинством голосов" все же осудят российскую спецоперацию, но при этом, с другой стороны, "продемонстрируют некую независимость", указав, "что в последствиях виноваты все: не только русские, но и те, кто организует санкционное давление". По словам Разумовского, это в целом соотносится с тем, что уже звучит в официальных заявлениях лидеров стран региона: "Большинство стран не поддерживают СВО, но при этом осуждают Запад за лицемерие и за то, что тот своим санкционным давлением создает последствия, с которыми сталкиваться в основном им же как раз и придется".

Соответственно, исходя из тех же двух слагаемых, "лучший сценарий для нас, наверное, — это провал голосования и при этом жесткая позиция по поводу ожидаемых требований США", резюмировал собеседник.

Прозвонит ли колокол?

В какую сторону свернет в итоге развитие событий, мы с вами достаточно скоро узнаем. Пока же, думая о взаимоотношениях стран Западного полушария, я вспомнил шутливую по форме, но вполне серьезную по содержанию мысль о том, что соседствовать с США так же неудобно и опасно, как спать со слоном.

Проверка показала, что произнес эту фразу не кто-то из латиноамериканских лидеров, как мне мнилось, а бывший премьер-министр Канады Пьер Эллиот Трюдо. Заодно со слов известного в прошлом нью-йоркского журналиста и лингвиста Уильяма Сэфайра выяснилось, что у одного из величайших американских президентов Авраама Линкольна была поговорка: "Если ведешь на веревке слона и слон хочет побежать, лучше позволить ему бежать..."

Вот как хотите, но не удержит Дядя Сэм на привязи геополитических "слонов"! Ни азиатского, ни африканского, ни латиноамериканского, не говоря уже о российском...

Между прочим, упомянутый друг-журналист уверен, что доверие "к любым долгосрочным договоренностям с Вашингтоном" в Латинской Америке уже подорвано, что "дружить против кого-то, читай России и Китая", страны региона с США "сегодня точно не станут" и что в Лос-Анджелесе "фактически должен прощально прозвонить колокол по доктрине Монро".

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru