Штурм Капитолия и изнасилование
После 15 туров голосования в Палате представителей, итогового избрания ее спикером республиканца Кевина Маккарти и запуска работы Конгресса США фокус внимания во внутренней политике страны вновь начал переключаться на противостояние бывшего и действующего президентов США Дональда Трампа и Джо Байдена, которые могут снова схлестнуться в борьбе за власть в 2024 году.
В отношении Трампа расследуется сразу несколько дел. В СМИ сейчас активно обсуждается выдвинутое против него журналисткой Джин Кэрролл обвинение в изнасиловании. В 2019 году она опубликовала книгу, в которой утверждала, что в конце 1995 года или начале 1996 года Трамп под предлогом поиска подарка для девушки заманил ее в примерочную магазина в центре Нью-Йорка, где и совершил насильственные действия, удерживая ее. Кэрролл уточнила, что не сообщила о нападении в полицию, но рассказала двум близким друзьям.
Белый дом тогда опроверг эти обвинения, назвав их "совершенно ложной и нереальной историей". Более того, Трамп добавил, что Кэрролл была "не в его вкусе".
Журналистка подала в суд иск, обвинив Трампа в клевете, и потребовала выплаты компенсации, поскольку он, по ее словам, нанес серьезный ущерб ее профессиональной репутации. С тех пор судебные тяжбы по этому делу не прекращаются. Трамп подавал прошение о приостановке дела, но судья отказал ему. В ноябре 2022 года Кэрролл подала новый иск против Трампа после введения в штате Нью-Йорк временного закона, позволяющего жертвам сексуального насилия обращаться в суд из-за преступлений, произошедших десятилетия назад. Как отметило агентство Associated Press, помимо прошлых обвинений Кэрролл также обвинила Трампа в том, что он нанес ей побои во время насильственных действий сексуального характера.
Сейчас адвокаты бывшего президента США бьются с журналисткой в попытках отклонить ее иск, хотя это далеко не единственная их забота. Как отмечают эксперты, куда больший репутационный ущерб участвующему в гонке за президентское кресло Трампу наносят обвинения, связанные со штурмом его сторонниками Капитолия 6 января 2021 года и обнаруженными у него секретными документами.
В конце прошлого года специальный комитет Палаты представителей, занимавшийся расследованием событий 6 января, рекомендовал Минюсту предъявить Трампу четыре уголовных обвинения: в подстрекательстве к мятежу, препятствовании официальным процедурам, заговоре с целью обмана правительства и заговоре с целью дачи ложного заявления. Кроме того, комитет рекомендовал американским законодателям рассмотреть возможность запрета Трампу занимать государственные должности.
Эти рекомендации не носят обязывающего характера. Как заявил изданию Politico бывший федеральный прокурор по борьбе с коррупцией Рэндалл Элиасон, решение комитета не окажет никакого практического влияния на то, что делает Минюст. При этом уголовное преследование может ограничить возможности Трампа в участии в выборах 2024 года.
По мнению самого экс-президента, привлечение его к ответственности за штурм его сторонниками Капитолия было бы направлено лишь на попытку исключить его участие в новых выборах. "Люди понимают, что Демократическое бюро расследований работает, чтобы предотвратить мое участие в президентских выборах, потому что они знают, я их выиграю", — отмечал экс-президент в своей соцсети Truth Social, имея в виду ФБР.
Секретные документы
Параллельно с этим не утихает скандал с секретными документами, обнаруженными у Трампа. 8 августа 2022 года в его поместье в Мар-а-Лаго были проведены обыски. В показаниях агента ФБР, на основе которых был выдан ордер на обыск, указывалось, что в документах, которые экс-президент добровольно вернул Национальному архиву США в мае, были секретные сведения. Экс-президент утверждает, что никакого нарушения с его стороны быть не могло, так как он будучи главой государства обладал полномочиями рассекретить все находившиеся у него документы. Исключением могли бы стать материалы, которые относятся к ядерной сфере: полномочия президента по их рассекречиванию ограничены. По информации газеты The Washington Post, именно такие документы и обнаружили в Мар-а-Лаго.
Разбирательства по этому делу продолжаются по сей день. Как заявил представитель экс-президента Стивен Ченг, слова которого приводила газета The Wall Street Journal, Трамп и его адвокаты продолжают сотрудничать и вести себя открыто, "несмотря на беспрецедентное, незаконное и необоснованное нападение" на него и его семью со стороны Министерства юстиции.
Впрочем, судя по всему, обнаружение секретных документов — это теперь головная боль не только Трампа. В аналогичной ситуации оказался и сам Джо Байден. Как сообщает телеканал CBS, в здании связанного с нынешним главой Белого дома вашингтонского аналитического центра нашли секретные документы времен его вице-президентства.
Трамп уже выразил надежду, что ФБР в связи с последними событиями обыщет и собственность Байдена, но в действительности рассчитывать на это вряд ли приходится.
"Оппоненты Байдена сейчас это используют как попытку показать ситуацию с избирательным правосудием: если у Трампа секретные документы привели к серьезным судебным проблемам, то с Байденом пока все ограничилось тем, что эти документы были обнаружены, в связи с этим будет назначен прокурор, но никаких обысков у Байдена не проводилось. То есть к Байдену отношение совсем другое: это и есть избирательное правосудие. Эта ситуация вряд ли окажет на Байдена серьезные политические последствия, скорее всего, ему удастся избежать судебных проблем", — сказал ТАСС политолог-американист Малек Дудаков.
Как пишет издание Breitbart, республиканцы в Конгрессе уже создают специальный комитет по расследованию политизации работы ФБР, Минюста и всей федеральной правоохранительной системы США.
Рейтинги падают, позиции укрепляются
Как этот скандал отразится на рейтинге Байдена, пока говорить сложно. Зато имиджевые потери Трампа на фоне всех обвинений против него и их влияние на его предвыборную кампанию очевидны. Итоги последних выборов в Конгресс показали, что он превратился в довольно уязвимого кандидата: те, кого он поддерживал, либо проиграли, либо получили не самые сильные результаты, как, например, в Огайо, обратил внимание Малек Дудаков.
Судя по результатам опроса среди зарегистрированных избирателей Quinnipiac University, на которые в середине декабря ссылался Newsweek, Трампа поддерживают 31% участвовавших в опросе, а 59% голосовавших неодобрительно относятся к его политике. Это его наихудшие показатели с июля 2015 года. При этом рейтинг Байдена, как следует из опроса, растет и уже увеличился до 43% с минимумов около 30% летом 2022 года.
Более того, как показывает последний опрос общественного мнения компании Cygnal, Трамп, хотя и остается самым популярным политиком среди консерваторов, занимает в партии не слишком уверенные позиции. За него готовы отдать голоса 40% республиканцев, а за губернатора Флориды Рона Десантиса — рекордные для него 35%, и это при том, что он еще не объявлял о намерении выдвигать свою кандидатуру на выборах.
Издание The Hill отмечает, что после объявления Трампом об участии в гонке за президентское кресло публично его выдвижение поддержал лишь один сенатор-республиканец — Томми Табервилл. Другие выражали сомнение по поводу шансов Трампа на успех на выборах или обвинили его в том, что он подорвал шансы республиканцев на победу в ключевых сенатских гонках в Пенсильвании и Джорджии в минувшем году.
Тем не менее после избрания спикером Палаты представителей Кевина Маккарти Трамп, как полагает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев, получил в свое распоряжение мощный плацдарм для наступления на администрацию Байдена.
"Трамп никуда не ушел, он вернулся в американскую большую политику. Сегодня против него началось мощное массированное наступление, связанное не с тем, что его добивают, а с резким усилением его позиций. Он получил некую возможность контрнаступления, опираясь на комитеты Палаты представителей. Перед нами разновидность войны на взаимное уничтожение, и шансы, что оно произойдет, достаточно велики", — сказал эксперт ТАСС.
По его словам, Трамп и Байден сегодня существуют как диалектическая пара: если один из них уйдет, не будет смысла проталкивать другого. В связи с этим он предположил, что борьба между ними в итоге приведет к тому, что руководство обеих партий захочет перевернуть старую страницу и писать новую историю. Тогда на смену этим политикам может прийти молодое поколение, как, например, Десантис.
"Главное, что можно предсказать на сегодняшний день, — очевиден резкий накал политической борьбы", — констатировал эксперт.
Лидия Мисник