15 декабря, 13:20,
обновлено 28 декабря, 13:09
Статья

Крушение танкеров и разлив мазута в Черном море. Главное

Сергей Мальгавко/ ТАСС

Два танкера во время шторма потерпели крушение в Керченском проливе. Один человек погиб в море, остальных удалось спасти. В результате бедствия произошел разлив нефтепродуктов.

ТАСС собрал основную информацию о происшествии.

Обстоятельства происшествия

Ликвидация последствий

  • Попавший в море мазут образовал пятна, которые течение стало относить к побережью Кубани. Топливо нашли на пляжах региона, в Анапе и Темрюке ввели режим ЧС. Позже на Кубани и в Крыму ввели режим ЧС регионального масштаба, разлив мазута в Черном море признали ЧС федерального уровня.
  • Всего загрязнено свыше 49 км берега региона. В море у Крыма также зафиксировали загрязнение нефтепродуктами. Объем загрязненного мазутом грунта может увеличиться до 200 тыс. тонн, сообщил министр экологии и природных ресурсов РФ Александр Козлов. 
  • Непогода долгое время мешала оценить ущерб экологии и собирать разлившееся топливо в море — высота волн временами достигала 4,5 м. Шторм также мешал работать на берегу.
  • Очисткой берега от топлива занимаются как специальные службы, так и многочисленные волонтеры. Всего последствия разлива ликвидировали более 5 тыс. человек.
  • Из-за свойств песка на кубанских пляжах, топливо вымывают волны и оно вновь попадает в воду, при этом его становится сложнее собирать.
  • На береговой линии собрано свыше 100 т мазута. В море обработали сорбентом 100 кв. м акватории.
  • Разлив привел к гибели дельфинов и птиц. Даже после отмывки от мазута многие животные погибают. Тем не менее ветеринары и волонтеры не оставляют попыток их спасти.
  • В администрации Краснодарского края 25 декабря сообщили об обнаружении носовой части танкера "Волгонефть-239", ведется ее водолазное обследование на предмет утечки нефтепродуктов.
Спасатели и волонтеры проводят уборку прибрежной территории станицы Благовещенской на Кубани

Ущерб экологии

  • Владимир Путин назвал последствия разлива "экологической бедой" и призвал скорее решить вопрос о поднятии затонувших танкеров.
  • В Русском географическом обществе ситуацию назвали серьезной экологической катастрофой.
  • Шлейф нефтепродуктов в воде растянулся на 55 км.
  • Опрошенные ТАСС эксперты объяснили, что низкая температуры воды не дает мазуту растечься по поверхности: он опускается на дно и может угрожать экосистеме поверхности донных отложений.
  • Также есть риск, что летом 2025 года может произойти повторное загрязнение, когда вода нагреется. Мазут создаст на поверхности воды пленку, что может вызвать мор.
  • Численность шпрота, налима и мерланга, как ожидается, снизится в районе разлива на несколько лет.
  • Район разлива будет опасен для дельфинов не менее 10 лет, считают специалисты.
  • Питающиеся углеводородами бактерии смогут переработать остатки разлившегося топлива, однако на это уйдет порядка 10 лет.
  • Собранное топливо предложили использовать вторично для обогрева.
  • Пробы воздуха на месте разлива соответствуют нормам.

Расследование крушения

  • Следственные органы возбудили уголовные дела, в том числе связанное со смертью одного из членов экипажей танкеров.
  • Капитана танкера "Волгонефть-239" отправили под домашний арест, капитана судна "Волгонефть-212" арестовали.
  • В фирмах, которые занимались техосмотром судов, прошли обыски. Следователи допросили пострадавших моряков и работников портов.

О танкерах

  • "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239" являются кораблями класса "река-море", в РФ используется порядка 50 таких кораблей.
  • В СССР их строили преимущественно для речных перевозок, в том числе для северного завоза. Сейчас их используют для транспортировки по морю.
  • В Telegram стала распространяться информация, что аварии произошли из-за слабости конструцкий судов после переделки для морских перевозок, однако эксперты опровергли эту версию.
  • При этом в "Морском профсоюзе" ТАСС указали, что особенности конструкции не позволяют таким судам выдерживать большую волну.
  • Суда принадлежат московской и пермской компаниям. Оба танкера шли в порт Кавказ: 10 ноября "Волгонефть 212" вышла из порта Саратов, а "Волгонефть 239" покинула порт Азов 16 ноября.
  • Танкеры проходили проверку пригодности для перевозки опасных грузов в июле 2024 года.