Все новости
"Допинг для мозга". Работают ли препараты, усиливающие память и интеллект?

"Допинг для мозга". Работают ли препараты, усиливающие память и интеллект?

© Scott Olson/Getty Images
50 лет назад появился термин "ноотропы". Эти препараты назначают при нарушениях мышления, памяти и других когнитивных процессов. Но часто их пытаются использовать как стимуляторы — например, чтобы лучше запомнить материал перед экзаменом или больше работать без отдыха. Увы, большинство эффектов от них сомнительны, а иногда они несут прямой вред

"Мозговые энергетики", "допинг для мозга" — о чем идет речь?

?

Часто так называют ноотропы — препараты, призванные улучшать когнитивные способности, такие как память, концентрацию и общую работоспособность. Одно из первых таких веществ еще в 60-х годах прошлого века синтезировал химик Корнелиу Джурджа. Будучи к тому же дипломированным психологом, он прицельно изучал возможности усилить мышление.

Джурджа искал средство от морской болезни и пытался создать аналог гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — нейромедиатора, который регулирует обмен сигналами между нервными клетками. Увеличение активности ГАМК, в частности, снимает головокружение и тошноту. Но у препарата оказался необычный побочный эффект: пациенты, принимавшие его в течение месяца, сообщали об улучшении памяти.

Джурджа дал препарату название "ноотропил" и придумал общий термин "ноотроп" (от греческих "ум" и "изгиб"), который стал общим названием для такого рода веществ. Однако полноценным лекарством ноотропил так и не стал — ведь он ничего не лечил. Как и многие ноотропы, он используется как БАД. Такая маркировка позволяет обойти ограничения, но для этого вещество должно быть достаточно безопасным (часто это же означает и отсутствие каких-либо выраженных позитивных эффектов).

Почему ноотропы для улучшения мышления и памяти плохо исследованы?

?

Любые препараты, прежде чем их эффективность будет доказана, проходят клинические испытания, которые оценивают, способен ли препарат повлиять на конкретный симптом или течение болезни. Но лекарства редко испытывают на предмет способности делать здоровых людей умнее и продуктивнее. Ведь если нет болезни, то какое основание прописывать препараты?

Те, кто принимает ноотропы как допинг, часто ссылаются на их доказанные эффекты. Например, синтезированный Джурджой препарат ноотропил (он же пирацетам) педиатры назначают при дислексии. В нескольких исследованиях он помогал детям улучшить способности к чтению. Однако качественных клинических испытаний действия пирацетама на умственную деятельность здоровых людей не проведено. То же касается и большинства других ноотропов.

К тому же большинство исследований ноотропов, связанных с улучшением когнитивных функций, низкого качества: у них либо маленькие выборки (пара десятков человек), либо отсутствует контрольная группа, либо опыты вообще проводились только на мышах или крысах.

В 2022 году вышло большое исследование наиболее популярных препаратов, которые позиционируются как "усилители" когнитивных функций, включая модафинил (включен в список психотропных веществ и запрещен в РФ), метилфенидат (изъят из оборота в РФ), донепезил, селегилин и пирацетам. Вердикт: ни один из препаратов не показал значимого эффекта, более того, при передозировке они могут даже снижать продуктивность работы мозга.

Какие претензии у исследователей к работе "мозгоусилителей"?

?

Принцип действия у ноотропных препаратов может быть разным. Какие-то из них имитируют структуру нейромедиатора (например, фенибут и уже упомянутый пирацетам), чтобы улучшить передачу сигналов. Какие-то препятствуют выработке ферментов, которые расщепляют важные нейромедиаторы. В этом они схожи, например, с антидепрессантами. Какие-то улучшают мозговой кровоток, заставляя организм лучше утилизировать кислород.

Однако во многих случаях принцип действия препарата неясен. А если все же у специалистов есть представление, как работает вещество, появляются другие проблемы.

  • Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Это перегородка между кровеносными сосудами и нервными клетками. Поскольку мозг — это самый важный орган, который определяет работу всех остальных систем, его нужно оберегать от нежелательных воздействий особенно тщательно. ГЭБ и выполняет роль такой "таможни": решает, что допустить в мозг, а что — нет. Не все препараты могут преодолеть барьер — к ним относятся глицин и ацетилхолин. Кроме того, многие из них быстро утилизируются в печени еще до того, как проникнут в мозг.

  • Многие вещества действуют ожидаемым образом, только если вырабатываются внутри организма. Но при прохождении через желудочно-кишечный тракт те же самые вещества могут превратиться во что-то другое и утратить свою функцию. Или они могут не подействовать, потому что в организме их аналогов и так достаточно. Это одна из причин, почему препараты для лечения неврологических и психических нарушений (СДВГ, болезнь Паркинсона) не влияют на здоровых людей.

  • Чтобы вызвать нужный эффект, молекула вещества должна связаться с рецептором нервной клетки. Однако многие аналоги ГАМК и других нейромедиаторов не распознаются рецепторами либо же действуют на них неизвестным образом. Например, пирацетам связывается не с тем местом в белке рецептора, с каким должна связываться близкая к нему молекула вещества, произведенная организмом.

  • Вещество может вмешиваться в естественные обменные процессы, нарушая их. Например, фенибут заменяет собой нейромедиатор ГАМК. При постоянном приеме естественная выработка нейромедиатора сокращается, и это может привести к возникновению синдрома отмены (когда нехватка нейромедиатора вызывает потребность в новой дозе стимулятора).

А что насчет пищевых добавок — "суперфудов"?

?

В состав ноотропов часто входят вещества, которые мы получаем с пищей. К ним относятся, например, флавоноиды — они действуют как антиоксиданты и действительно улучшают здоровье. Но существенно улучшить память или концентрацию эти добавки не могут, а эффект от них накопительный. Но то же самое можно сказать и про здоровое питание: когда в организм поступает достаточно витаминов и других веществ, важных для работы мозга, мы соображаем лучше.

В 2015 году ученые провели исследование ряда наиболее популярных БАДов (включая добавки омега-3 и антиоксидантов) и пришли к выводу, что существенного улучшения когнитивных функций они не дают. Кроме того, прием таких добавок в высоких дозах может быть небезопасен.

Например, кверцетин (биохимическое вещество группы флавоноидов), входящий в состав гинкго билобы, может вызывать накопление мутаций в ДНК. В исследованиях на мышах, употреблявших гинкго билобу в течение двух лет, у грызунов чаще встречались опухоли печени, щитовидной железы и носа. А высокие (1000 мг и больше) суточные дозы фолиевой кислоты в течение трех лет связаны с повышенным риском развития рака толстой кишки. Избыток антиоксидантов в целом может вызвать обратный эффект — превратить их в прооксиданты, которые повреждают ДНК и могут способствовать прогрессированию рака (в исследованиях на мышах).

Антон Солдатов